Координационный Центр по противодействию наркомании и алкоголизму

У вас проблемы с алкоголем и наркотиками? Вы не знаете, как жить с ВИЧ?

Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму оказывает помощь наркозависимым, алкоголезависимым и людям, живущим с ВИЧ. В нашем центре действует система церковной реабилитации наркозависимых. Мы стараемся, чтобы каждый, кто пришел в Центр за помощью, почувствовал внимание и заботу. Коллектив наших сотрудников — священников, профессиональных психологов и добровольцев — помогает осознать болящим, что исцеление души и тела возможно!

Поддержать деятельность Координационного центра

Новости и события

Беседы с батюшкой. Путь к Богу через общение

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади протоиерей Максим Плетнев.

 

– Сегодня у нас в гостях руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади протоиерей Максим Плетнев.


– Спасибо, что приглашаете. И в эти дни, столь радостные для каждого христианина: Пасха, весна, День Победы, – мы встречаемся и продолжаем наши беседы.

 

– Тема нашего сегодняшнего эфира: «Путь к Богу через общение». Из нашей истории мы знаем, что послы князя Владимира были поражены красотой византийского богослужения и потом рассказывали, что не понимали, где они были: на небе или на земле. Многим из нас понятно, что, оказавшись в храме, мы открываем для себя литургию, ее красоту. И это удивляет и поражает нас, мы переживаем ее и таким образом открываем для себя Бога.

 

Но нам понятно и другое: человек может познакомиться с Божественным Откровением и прийти ко Христу иным образом – через чтение, размышление и общение. Вот об общении и хотелось бы поговорить с Вами, поскольку Вы занимаетесь очень интересным начинанием – клубом интеллектуального общения «Ортодокс». Хотелось бы сегодня рассказать нашим телезрителям, что собой представляют подобные площадки, конкретно ваш клуб и для чего все это нужно.

Давайте начнем с рассказа о том, что такое «Ортодокс».

 

– Если говорить об «Ортодоксе», то, наверное, надо начать с истории появления нашего начинания. Примерно четыре с половиной года тому назад мы с частью наших прихожан задумались о таком социальном общении. И здесь мы можем говорить о некоторых проблемах, которые есть в церковной жизни. Это не только проблемы какого-то фактического толка, но и теоретического. Поскольку до сих пор в нашей Церкви ведется дискуссия о том, какой должна быть наша церковная жизнь. Конечно, мы говорим об идеалах: о том, что церковная жизнь – это путь человека к Богу, постижение Божественного бытия, соединение с ним, что дает Церковь в таинствах, богослужении. Но также мы четко осознаем, что пребывать в полноте в Церкви именно с точки зрения ее богослужебной стороны может не каждый человек. В монастыре это как раз норма, поскольку это то место, куда люди уходят от мира. Для них мир был если и не враждебной средой, то, по крайней мере, в монастырях часто строились, по сути, крепостные стены как символ внутренней борьбы. И там все выстроено вокруг богослужебного цикла, трудов, послушаний. А как жить современному православному человеку в миру? Проблема огромная.

 

Почему проблема огромная? Потому что вокруг нас, городских жителей, город, который подчас очень агрессивно относится к человеку, в нем очень много соблазнов. Агрессивно с какой точки зрения? Именно агрессивно город пытается захватить, подавить, увлечь человека. И, к сожалению, все-таки стоит говорить о том, что мы не живем в стране христианской: большая часть наших сограждан не являются чадами Церкви.

 

Это тоже вопрос для дискуссий – где граница Церкви: то ли таинство Крещения, то ли таинство Причастия. Но фактом остается то, что многие люди, к сожалению, не верят во Христа, в чем мы убедились в последние месяцы благодаря некоторой истерии вокруг Исаакиевского собора, когда появились некие современные богоборцы, уже объединенные в какие-то организации, проводящие свои мероприятия. Это нас не столько пугает, сколько верующие люди приходят в недоумение. Казалось бы, не так давно мы переживали эпоху гонений, и снова появляются какие-то рудименты. Мы видим, что вокруг нас есть общество, находящееся вне Церкви. Как верующему человеку жить в этом обществе?

 

И есть идеи о том, что мир не является абсолютным злом. Хотя апостол Иоанн Богослов говорит о том, что «мир лежит во зле», наше богословие говорит, что мир создан Богом. Здесь мне очень нравится пример в «Дневниках» протоиерея Александра Шмемана с небоскребами с улицы Уолл-стрит. Что такое эта улица в представлении обычного православного человека? Улица, где расположены крупнейшие банки, «мировая закулиса» и так далее. Но меня поразило, что отец Александр Шмеман, идя по Уолл-стрит, восхитился величием этих небоскребов и увидел в этом славу Творцу. Человек, являя творчество и уподобляясь через это Богу, создал такие удивительные здания и таким образом прославил Творца.

Как относиться к миру? Одна позиция – отторгать его. Но мы также можем говорить о том, что христианство должно идти в мир. И проповедь апостолов была направлена не на создание Церкви как какой-то маленькой организации, замкнутой на самой себе, но Церковь как раз всегда была открыта миру, шла в мир и обращалась к нему. Это характерно как для церковной позиции, так и для жизни отдельного человека. Каким мне быть в моей маленькой личной жизни: закрытым или открытым миру? Здесь мы не говорим, что то или другое плохо. Насколько я понимаю, можно идти как одним, так и другим путем. И, конечно, путь монашества, путь жесткой аскезы – это прекрасный путь, но не каждый человек может по нему идти.

Наверное, все-таки есть и возможность, несмотря на все трудности нашего современного мира, воцерковлять свою жизнь – не только наполняя ее богослужением, а как прекрасно сказал Ефрем Сирин: не хочу, чтобы ваша молитва заканчивалась словами, но хочу, чтобы вся ваша жизнь стала богослужением. Чтобы богослужение было не как обрядовая сторона церковной жизни, а как служение Богу, которое может проявляться не только в обряде, но и, конечно, в делании любви, в обращенности к страждущему миру с позиции любви. И здесь мы, конечно, говорим о социальном служении Церкви: о делах милосердия, о той любви и доброте, которые мы можем явить другим людям. Это и было началом нашей деятельности, в том числе создания клуба.

Мы создали группу волонтеров при нашем храме, и у нас тоже был «романтический» период. Мы увидели и пример западных христиан, например такую организацию, как общество святого Эгидия. В 60-е годы в Италии и Европе шли левые, по сути антихристианские студенческие революции, а молодые люди этого общества, тоже являясь студентами, организовали действо наоборот – христианское. Начали они с того, что готовили бутерброды, чай, кофе, ехали на вокзал и кормили бездомных. Пример этого служения убедил нас в том, что пусть нас мало, но мы тоже можем что-то сделать. Были даже идеи вплоть до того, чтобы делать бутерброды и идти кормить бездомных.

Но потом мы немного переформатировались и создали группу, которая активно существовала полтора-два года; мы хотели творить дела благотворительности без каких-то финансовых историй, то есть не хотели связываться с деньгами. Мы могли предоставить свой добровольческий труд – это была наша лепта – и входили в другие проекты. В городе существует организация «Ночлежка», с которой у нас были периоды разных взаимоотношений. Было даже несколько месяцев, когда наших волонтеров оказалось слишком много, нас даже попросили сократить наше участие в этом проекте, когда мы помогали кормить бездомных.

Следующее направление: наш храм также окормляет одну из больниц города. Мы создали группу, которая готовила больных к приходу священнослужителя. Это были небольшие группы людей, которые ходили по палатам, но тем не менее это то живое служение, когда человек может прийти и принимать в этом участие. Мы пробовали участвовать в каком-нибудь добром и необходимом деле, и здесь как раз было такое дело: ты входишь в палату и начинаешь говорить о Христе с людьми незнакомыми, больными, которые могут смотреть на тебя и думать: «Ну вот, ходят тут всякие...» Тем не менее это служение до сих пор продолжается при больнице святителя Луки Войно-Ясенецкого (бывшая медсанчасть при объединении ЛОМО). При ней есть храм в честь святителя Луки, приписанный к нашему храму Спаса Нерукотворного Образа, и наши прихожане помогают там служить священнику.

Также одним из проектов было создание пространства для общения на разные темы. Мы попробовали создать клуб, и это было достаточно камерное мероприятие. Уже не помню, как именно это получилось, но мы вышли из церкви и начали собираться. Как в свое время сказал отец Георгий Митрофанов (который провел у нас прекрасный цикл лекций по истории Русской Церкви в XX веке на примерах наших патриархов): «Да где же еще собираются русские люди, как не в трактире?» Но это был не трактир, а кафе «Зеленое», где мы и собирались, ничего трактирного в нем нет, все очень прилично. Максимум там могло поместиться человек пятнадцать, и мы собирались, приглашали каких-то интересных людей, в том числе, конечно, священнослужителей, смотрели фильмы. Потом сложилось так, что когда три года назад меня назначили руководителем координационного центра, деятельность с нашими волонтерами несколько затихла, потому что новое служение потребовало много моих сил и внимания.

Но с сентября прошлого года это желание общаться и создать такое пространство вернулось: чтобы вне литургии и даже храма встречаться с верующими людьми и теми, кто хочет узнать веру, как-то прикоснуться к христианству, но в обстановке свободного разговора и такого открытого свободного пространства. И тогда мы создали уже при координационном центре клуб интеллектуального общения «Ортодокс». Самими словами «интеллектуальное общение» в названии подразумевалось, что в клубе будут обсуждаться интеллектуальные темы. Конечно, темы у нас интеллектуальные, но до высокого стиля мы доходим не всегда, иногда они все же ближе к людям, поскольку люди приходят очень разные.

Начали мы 11 сентября, в день трезвости. Так сложилось, что день трезвости стал открытием нашего клуба в 2016 году. Мы провели тогда первое собрание и сразу определились с организаторами и участниками. Собственно говоря, это два человека: я и официальный куратор (как мы называем эту должность) проекта клуба «Ортодокс» Валерий Веткин. Конечно, мы рады увеличить это количество, и если есть желание подсказать какие-то интересные темы для встреч и бесед, может быть, какие-то новые формы их проведения, будем рады. Но пока мы вдвоем, и, слава Богу, пока у нас получалось: мы взяли хорошую планку – собираемся два раза в месяц и проводим беседы. В том числе у нас есть кинолекторий, возможны концерты.

Названием «интеллектуальное общение» мы открыли себе очень широкое пространство для работы: мы можем говорить не только о сугубо церковных темах, но и действительно об интеллектуальных. В частности, у нас была лекция по истории Неаполя, которую читал историк, русский по национальности, но проживающий в Америке. Лекция была не совсем церковная, но в этом формате мы можем обсуждать какие-то темы даже не с точки зрения Церкви, хотя в основном в беседах участвуют люди верующие. Была очень интересная лекция о музыке барокко. Может быть, не все жители Санкт-Петербурга знают, что в нашем городе есть люди (прежде всего это Андрей Решетин и его ансамбль «Солисты Екатерины Великой»), которые занимаются музыкой барокко. Это совершенно особая музыка, созданная еще до Баха, Бетховена, то есть до музыки, которую принято называть классической. Барокко, как говорит Андрей Решетин, было утонченным временем.

Обычно Андрей играет концерты в городе, каждый год проходят большие фестивали. Например, открытый фестиваль Earlymusic проходит обычно в сентябре, вход на него бесплатный, и каждый, кто хочет, может прийти, только надо более активно ловить информацию в Интернете. В прошлом году ансамбль «Солисты Екатерины Великой» реконструировал барочную оперу, которая не исполнялась порядка двухсот лет, это едва ли не самая первая русская опера. Это очень интересный опыт: и музыка, и пение, и костюмы барочные; даже произношение слов исполнители старались сделать таким, как, по их представлениям, говорили по-русски в XVII–XVIII веках.

На нашей встрече Андрей Решетин давал нам послушать барочную музыку в исполнении разных коллективов и на примере четырех-пяти разных исполнений объяснял, в чем смысл именно барочной музыки, барочного исполнения и звучания. Очень интересно, и для меня это было открытием.

Но в основном лекции у нас читают священнослужители, и мы можем говорить, что в нашем городе очень много интересных, харизматичных священников. У нас есть этот ресурс, которым мы стараемся воспользоваться. Сейчас идет цикл по Священному Писанию, который читает отец Евгений Горячев. Выступал протоиерей Константин Константинов, лекции которого были посвящены стыку науки и религии. Это было очень интересно, лекции вызывали большой интерес, на них приходило до ста человек. Здесь можно сказать, что у нас получился интересный формат. Мы немного интересовались, что происходит в городе на подобных мероприятиях, и там все-таки присутствует меньше людей. А здесь формат, с одной стороны, неудобный, потому что двадцать-тридцать человек – это один формат и соответствующее помещение, а пятьдесят-семьдесят человек – уже совсем другой, даже с технической точки зрения: а где собрать этих людей?

Мы сразу оговорили, что у нас не будет какой-то конкретной площадки, то есть мы не привязывали себя к месту. В основном наши мероприятия проходили на двух площадках, но больше всего в Музее советских игровых автоматов.

 

– Кстати, сейчас это очень популярный формат – так называемый поп-ап, то есть сегодня здесь, а завтра там.

 

– Мы этого не знали. У нас это в какой-то степени вынужденная ситуация, так как нет своего помещения. Для пятидесяти-семидесяти человек нужен зал, и обычные церковные помещения тоже не рассчитаны на такое количество людей.

Но в этом, конечно, есть и идея не замыкаться в церковной среде, а идти в мир. Сам факт нашего присутствия в Музее игровых автоматов может, с одной стороны, быть испытанием и для сотрудников администрации музея, которые нас пустили, а потом уже терпели, потому что для них это необычно. Еще раз повторю слова, прозвучавшие в начале передачи о том, что, к сожалению, многие наши соотечественники – люди неверующие, далекие от Церкви, и они смотрят на нас порой как на инопланетян. А тут еще инопланетяне говорят нормальным языком, не прячутся и не заставляют сразу же креститься, молиться и идти в Церковь. Но наши современные сограждане, конечно, очень странно относятся к религии и Церкви.

Открыто собираться на площадке, которая изначально не является церковной, тоже интересный опыт. Опять-таки он непринципиален, наше начинание открыто к изменениям, и они, конечно, будут. Сейчас Музей игровых автоматов перешел на летний режим работы, и если раньше нас пускали после закрытия музея в восемь часов вечера, то собираться в девять часов – это уже слишком поздно. Завтра, 12 мая, состоится встреча (на которую я приглашаю всех телезрителей; все наши встречи проходят открыто и бесплатно) с удивительным священником нашей епархии – протоиереем Константином Пархоменко. Он также писатель и написал книгу «Ангелы и бесы» о действии бесплотного, небесного мира в нашей жизни. Разговор будет об этой книге и о том, как проявляется духовная жизнь в миру.

Встреча пройдет в пространстве, которое так и называется «Пространство “Ткачи”». Это большое здание, где расположены как магазины, так и другие организации, где можно собираться и куда нас пустили. Возможно, мы будем собираться там и в дальнейшем. Это на набережной Обводного канала, дом 60. Начало встречи в 19.00. Проводим мы ее совместно с издательством «Никея», поскольку именно оно издало эту книгу отца Константина Пархоменко. Мы впервые будем сотрудничать с издательством «Никея», посмотрим, как пойдет дело; может быть, это сотрудничество тоже продолжится и будет плодотворным.

Как мы собираем людей? Какие-то вещи мы для себя открываем впервые и учимся на своем опыте. Людей собираем по Интернету. Так сложилось, и это очень хорошо. На мой взгляд, такой инструмент, как социальные сети, недостаточно используется в церковной жизни. С одной стороны, в них есть и свои опасности, и некоторые люди действительно зависают в них, проводя там очень много времени. Знаю, что порой через социальные сети люди увеличивают общение, знакомятся с интересными людьми и их знакомство переходит потом из виртуального в что ни на есть реальное, и это очень замечательно. И есть люди, которые все-таки уходят в эти сети, в этом есть опасность.

Но все-таки это прекрасный инструмент для позицирования тех же самых социальных проектов: мы можем говорить о себе открыто, это некая трибуна, свободные СМИ. Это явление появилось не так давно, и как долго продлится этот формат, мы не знаем. Думаю, никто не знает, потому что есть много обстоятельств. У нас есть группа в социальной сети «ВКонтакте». Можно набрать слово «Ортодокс» и найти нашу группу. В основном в этой группе мы и рассказываем о своей работе. Есть некое «зеркало» в «Фейсбуке», но там иные механизмы.

Для примера: если кто-то хочет создавать нечто подобное, мы поступаем так. В частности, объявление о предстоящей лекции отца Константина Пархоменко мы сделали примерно десять дней назад, и за это время порядка 1500 просмотров. Для меня это здорово. Понятно, что просмотр не обозначает, какая реакция была у этих людей, но то, что есть такая возможность – обратиться через социальную сеть и тебя услышат 1500 человек, это уже много, это хорошо и интересно. И люди приходят к нам через такие объявления.

Кто приходит? Конечно, люди, которые нас знают, в том числе лично, знают тех священнослужителей, которые будут выступать. В частности, это прихожане храма, где я служу, сотрудники и воспитанники нашего координационного центра. Но также приходят люди, которые не знают нас и которых не знаем мы, они увидели эту тему, заинтересовались и пришли. В частности, одна из наших тем была посвящена религиозной истории Америки. Я подготовил материал и доложил его нашему дорогому клубу. Для меня самого эта история была открытием: как собирались секты в Америке, как из них возникло государство, как нельзя не говорить о масонстве, когда мы говорим об истории Америки. Капитолий с его огромными росписями – поразительный факт: на облаках, изображенных в его куполе, сидит Джордж Вашингтон, по сути, в виде Бога. Я не знал, что это настолько удивительно, потому что наши, как сейчас принято говорить, тоталитарные лидеры Сталин и Ленин до таких форматов не додумались.

И на эту лекцию даже пришли англоговорящие люди, откуда они узнали? Наверное, тоже на просторах Интернета. Поэтому на сегодняшний момент есть такая возможность. В социальных сетях идет активная жизнь, ее надо использовать во благо. Я подчеркнул, что в них есть и какие-то плохие моменты, но есть и возможность для хорошего общения, распространения хорошей, должной информации.

 

– Спасибо, отец Максим. Кратко поделюсь своими впечатлениями. Я не так давно узнал о клубе «Ортодокс», как раз через социальные сети. Во-первых, ценно, что таким образом доносится информация, а во-вторых, даже те места, где собирается клуб, не могут не обрадовать ищущих молодых людей, которые, может быть, стесняются начать свое знакомство с православием с того, чтобы зайти в храм. Таких случаев я знаю очень много, и мотивы могут быть самые разные. Но если такой человек сможет прийти в такое популярное и, не буду скрывать, весьма модное среди молодежи пространство, как «Ткачи», то такой формат удивителен.

 

– Это приличное пространство. Мы смотрели другие места, например «Голицын-лофт», но это уже совсем другой формат, более жесткий, где наше присутствие было бы неуместным. Подчеркнем, что проект благотворительный, поэтому и Музей старых игровых автоматов, и теперь «Ткачи» пускают нас бесплатно, за что руководителям и администраторам этих мест большое спасибо и наш поклон.

Наши встречи – это такое социальное явление, которое мы пытаемся организовать. Что будет получаться, не знаю. Пока нам самим нравится в этом участвовать, как-то развивать такое начинание. Мы стараемся приглашать тех священников и затрагивать те темы, которые интересны нам самим. Тогда, как мне кажется, интересно будет и другим.

Также отмечу такой проект, как кинолекторий. В некоторых храмах тоже есть кинолектории в разных форматах. Мы смотрим фильм, что не всегда просто, поскольку современные фильмы очень продолжительны по времени, а потом обсуждаем увиденное. Если сразу после просмотра человек не может сформулировать свое мнение, по крайней мере он может рассказать о каких-то чувствах, которые испытал. Последний фильм, который мы смотрели, – польский фильм «Ида» о польской католической монахине. Это очень интересный фильм. К сожалению, нужно сказать, что хорошего христианского кино очень мало. Хотя в то же время в Америке после успехов фильмов Мэла Гибсона, прежде всего фильма «Страсти Христовы», этот формат был замечен и до сих пор есть попытки говорить на религиозные темы. Мы знаем эти фильмы (которые в нашем клубе мы не смотрели): «Ной», фильм, где происходит что-то неимоверное, участвуют какие-то киборги, и еще были непростые фильмы...

 

– Фильм «Исход»; стоит посмотреть финальную сцену.

 

– Это все какие-то слишком новые интерпретации. Фильм «Ида» необычный, очень красивый, черно-белый, с красиво выстроенным кадром, практически квадратным; соответственно, в кадре много пустого пространства, часто именно над головами или фигурами героев, что, может быть, является образом Бога. Очень много резаных кадров: видишь не все лицо, а только его часть. То есть само изображение – это целая история. Но, конечно, есть в нем и глубокий смысл, где-то прямолинейный, где-то притчевый. Фильм короткий, на один час двадцать минут, поэтому его удобно смотреть и говорить о нем.

Но, к сожалению, мало хороших христианских фильмов. Мы бы хотели посмотреть какие-то другие фильмы, хотя не смотрели фильмы нехристианские. Но такое возможно и в церковной среде, тем более к нам в том числе приходят люди невоцерковленные, просто интересующиеся. Есть много фильмов, которые можно посмотреть и сделать выводы, скажем, об идеологическом наполнении кинематографа Голливуда, о тех тенденциях, которые внедряются в массовое сознание, какие-то еще. Но нас интересует именно разговор о Христе. И что приятно, такие фильмы появляются – удивительные, интересные.

Например, был дискуссионный фильм, вызвавший дискуссию и у нас, которая перешла потом на страницы Интернета, – «Монах и бес». Нам, организаторам (мне и Валерию Веткину), фильм понравился. На мой взгляд, это удача, хорошее кино. Но, конечно, фильм не церковный, его нельзя рассматривать как экранизацию жития святых. Это не житие, это, скорее, Гоголь. Но фильм очень интересный, очень добрый, в нем нет отрицательных героев, даже демонический образ в конце фильма оказывается не отрицательным, хотя это и конфликтует с нашим богословием.

Смотреть кино и затем обсуждать его вообще очень интересный инструмент современной проповеди. Если говорить об «Ортодоксе», то это, конечно, проект миссионерский – и с точки зрения воцерковления людей уже верующих, и тех, которые по той или иной причине отошли от Церкви. Такие люди есть, и, в частности, через такой формат они могут снова вернуться. У нас есть люди, которые пока не очень причащаются по той или иной причине: может быть, им еще рано, они не созрели, у них какие-то сомнения, но на эти беседы они ходят. Может быть, их приводят родственники, но они приходят и присутствуют; надеюсь, во благо.

Миссионерство – разговор о Христе – это то, чего не хватает современному человеку. Мы начинали разговор с вопроса, для чего создан клуб «Ортодокс». Для того, чтобы говорить о Христе на территории мира, выйти из церковного «гетто», куда нас порой пытаются загнать. Выйти и воцерковлять наш мир в самом хорошем смысле этого слова, не навязывать веру, а говорить о Христе. По сути, разговор о Боге есть одна из добродетелей, это доброделание. И, конечно, наш разговор о Боге – это очень высокий стиль, на таком уровне в миру с людьми никто не общается, люди такого не видят и не слышат. Здесь очень сложно, потому что мы понимаем, что надо говорить о вечных ценностях, о Боге, вечности, о жизни и смерти, о благодати Божьей, о Божественной любви и любви христиан. Но на сегодняшний момент мы видим, что в обществе идет отторжение от Церкви. И нужно говорить так, чтобы люди не отторгали это, но как-то включались в беседу.

Еще одна из целей нашего общения – создание внутри верующих, церковных людей возможности внелитургического общения, что тоже очень важно. Надо же жить как-то еще, а не только сходить в воскресенье в храм, исповедоваться, причаститься; может быть, еще пришел на вечернюю службу в субботу. А что дальше? Ведь целая неделя, как я ее наполняю? Ну, прочитал утром и вечером молитвы, а что еще? И, конечно, мое глубокое убеждение, что христианам необходимо общаться: разговаривать, просто встречаться и обсуждать разные темы, ощущать, что вокруг тебя тоже есть верующие люди, что твоя семья не одинока, а нас много и мы можем говорить не только на самые высокие темы, но и на обыденные, которые для нас тоже важны и требуют своего обсуждения.

Собственно говоря, очень важная тема о самой приходской жизни. Сколько о ней уже говорилось, но мы видим, что есть приходы, где внебогослужебная жизнь общины очень развита, а есть общины, где присутствует формализм. Тут брошу камень в наших катехизаторов: когда сверху спускается обязательство о том, что надо непременно зарегистрировать воскресную школу, ввести программу, еще что-то, жесткость конструкции в каком-то смысле мертвит само дело. Может быть, это и надо для упорядочивания процесса, но, с другой стороны, это как-то пугает и настораживает. Слава Богу, пока таких жестких определений, как должен выглядеть православный клуб общения, нет, поэтому мы работаем в свободном формате. Но, конечно, отслеживаем моменты, если вдруг проникают какие-то неправославные идеи. Обычно я веду встречи, и если с чем-то не согласен, подчеркиваю, что мнение сегодняшнего выступающего – это мнение личное, а у Церкви оно может быть другое, чтобы люди не были в некоем соблазне. Само название «Ортодокс» обязывает нас к строгому соблюдению православных богословских рамок. Но есть и свобода творчества, открытость.

 

– Спасибо, отец Максим. Получилось так интересно, что мы перешли от общего к частному, то есть конкретно к обсуждению Вашего начинания – клуба «Ортодокс», его формата и событий. И опять перешли к общим моментам. Тем и ценна наша беседа, что в ней можно увидеть пример подобного начинания. Спасибо огромное! У нас осталось время для пожелания нашим телезрителям.

 

– Одной из целей нашей сегодняшней передачи было, может быть, вдохновить кого-то нашим рассказом на создание своего интересного церковного дела: не надо бояться, а надо делать, потому что такие возможности есть. Мы начинали с того, чтобы делать бутерброды и идти к людям, и в этом проявлении любви как раз заключалась идея, как воцерковить свою личную жизнь. Мы сейчас долго об этом рассуждали: есть жизнь богослужебная, а как привести ко Христу всю свою остальную жизнь? Конечно, самый главный инструмент (употребим такое слово) – это жертва. В моей личной жизни должна быть жертвенность, и она должна проявляться в том или ином моменте. Кажется, самое простое – сделай бутерброды и раздай их бездомным. Не деньги дай, которые они могут употребить не во благо, а помоги едой – это и любовь, и поможет нам быть со Христом. Поэтому не надо бояться, можно открыть самое маленькое начинание и идти маленькими шажочками, а дальше Господь будет помогать. Не бойтесь, делайте.

 

– Благодарю Вас за это важное пожелание. Конечно, очень необходим пример того, когда верующие люди на своей любви к другим, на жертвенности могут сделать очень многое. Естественно, со стороны можно посмотреть на клуб «Ортодокс», и я буду очень рад стать вашим гостем. И, думаю, не я один.

 

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Ксения Сосновская

Посмотреть видео можно здесь: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-11-maya-2017g